Оригинал взят у
Не удивительно, что к 1915 году флотское командование захотело получить несколько более скромный эсминец, не отличавшийся выдающимися боевыми качествами, но столь же быстроходный и способный выполнять примерно тот же спектр вспомогательных задач, высвободив «новики» для эскадренной службы. Особенно сильно проблема нехватки таких кораблей стояла на Черноморском флоте, где помимо 9 достроенных или строящихся «новиков» (точнее, несколько ослабленного их варианта) имелось только четыре минных крейсера типа «Лейтенант Шестаков» и 13 уже устаревших маломореходных «истребителей» эпохи русско-японской войны. И те, и другие даже в лучшие свои времена давали максимальный ход не более 25–26 узлов, а к началу войны скорость «истребителей» еще более снизилась.
Поэтому в начале 1915 года параллельно со строительством больших турбинных эсминцев командующий флотом Черного моря А. А. Эбергард предложил возобновить строительство малых миноносцев прибрежного действия водоизмещением по 160 тонн. Однако МГШ отрицательно отнесся к этому предложению, подсчитав, что при заявленном водоизмещении характеристики такого корабля окажутся чрезвычайно низкими. Но сама идея дешевого миноносца небольшого водоизмещения получила одобрение, и в мае 1915 года Техническое Бюро Главного управления кораблестроения получило распоряжение на проектирование такого корабля.
За основу была взят проект 350-тоного эсминца серии «Д», обозначенный в документах как тип «Сторожевой» — к близкому типу относились черноморские «истребители» типа «Лейтенант Пущин» (серии «З» и «Ж»). Однако теперь корабль имел большие размеры, должен был оснащаться турбинами, развивать скорость на 6 узлов больше (до 32 узлов) и нести не два 75-мм, а четыре 102-мм орудия, прикрытые легкими щитами — одно в носу и два на корме, плотно придвинутые друг к другу, чтобы прислуга каждого не подвергалась воздействию дульных газов соседнего. Запас унитарных патронов — по 80–100 на орудие. Кроме того, планировалась установка 40-мм «противоаэропланной» пушки и трех 7,62-мм пулеметов.
После проведенных расчетов было решено, что оптимальное водоизмещение для подобного миноносца — 450 тонн при скорости в 30 узлов. При таком нормальном водоизмещении максимальное по весовым расчетам составляло 512 тонн. Количество орудий было сокращено до трех, запас снарядов — 280 штук, размещенных в двух погребах. Торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных аппаратов калибра 450 мм. На палубу могло браться 12 мин заграждения.
Длина корабля по проекту составила 70,2 метра, ширина — 6,6 метров при максимальной осадке (кормой) 2,3 метра. Конструкция корпуса — полубачная, с большим развалом бортов в носу для улучшения мореходности. Для минимализации силуэта миноносца мачты предполагалось сделать заваливающимися.
Первоначальное задание требовало обеспечить кораблю такой же силуэт, как и у «Новика», но при этом корабль получал четыре трубы и оказалось невозможным разместить торпедные аппараты в диаметральной плоскости. Вдобавок МГШ требовал разместить каждый из четырех котлов в своей кочегарке, а в заданное водоизмещение и размеры вписывались только две (то есть два, а не четыре комплекта вспомогательных механизмов). В итоге можно предположить, что будучи построенными, миноносцы имели бы по две трубы.
Для достижения 30-узловой скорости по расчетам требовалась мощность в 9500 л.с. при 690 оборотах в минуту (у «Сторожекого» — 6000 л.с.). Нормальный запас топлива задавался в 55 тонн нефти, при этом радиус плавания оценивался в 300 миль полным ходом и 700 миль на скорости в 20 узлов; при увеличении запаса топлива до максимального (110 тонн) радиус плавания на скорости 20 узлов увеличивался до 1500 миль. Удельная мощность машин была оценена как 18,1 кг на л.с., при этом вес силовой установки составил бы 172 тонны.
На основании этих расчетов в сентябре 1917 года Организационно-Тактическое отделение МГШ составило техническое задание на миноносец среднего тоннажа программы 1915 года, предназначенного уже не только для Черного, но и для Балтийского моря. Водоизмещение корабля увеличивалось до 500 тонн, он должен был нести три 102-мм орудия, расположенные в диаметральной плоскости с углами обстрела 25–155 градусов на оба борта, 40-мм зенитную пушку и два трехтрубных 450-мм торпедных аппарата с ручной наводкой, перекидываемые с борта на борт через нос. Предусматривалось оборудование для постановки мин и траления. Прожекторов предполагалось два — на носовом и кормовом мостиках.
Корабль должен был развивать максимальную скорость в 32 узла (при трех четвертях запаса топливо от полного) и иметь радиус плавания в полном грузу 150 миль на скорости 20 узлов. Длина корабля ограничивалась 73 метрами (240 футов), осадка — в пределах 2,44 метра (8 футов). Кочегарок — две, то есть и две трубы.
Конструкция корпуса — полубачная, с большим развалом бортов в носу и обязательно с двойным дном. Силуэт — подобный эсминцам типа «Орфей», но с двумя орудиями на корме вместо трех; фок-мачта ставилась сразу позади мостика. Высказывалась желательность ледорезных образований носа и утолщения обшивки в носу — то есть корабль примеривался в первую очередь для Балтики. Важным условием ставилась высокая маневренность и невыступания руля и винтов ниже киля. Автономность плавания рассчитывалась в одну неделю. Отопление котлов, судя по техническим требованием, предполагалось смешанным — во всяком случае, во внутренних помещениях предполагалось место для погрузки дополнительного топлива, а это возможно лишь при условии, что оно будет твердым.
Увы, составленная заново таблица нагрузок показала, что для достижения скорости в 32 узла водоизмещение корабля придется увеличить до 800 тонн (мощность механизмов — 17 000 л.с.), и даже при 30-узловой скорости и соблюдении всех требуемых условий оно достигнет почти 700 тонн, а мощность машин составит 13 000 л.с. Даже при снижении требований и максимальном облегчении корпуса водоизмещение никак не удавалось снизить менее 570 тонн.
Получался замкнутый круг: чтобы удовлетворить все требования МГШ к «среднему» миноносцу нужно было построить корабль, приближавшийся по своим характеристикам к нормальному эсминцу. Поэтому 21 сентября 1915 года под председательством заместителя начальника ГУК вице-адмирала Гирса состоялось заседание Технического Совета Главного управления кораблестроения, на котором обсуждался вопрос — какими характеристиками корабля можно пожертвовать ради уменьшения его водоизмещения? Представители МГШ пошли на уступки, согласившись увеличить длину корабля до 80 метров (260 футов), а осадку — до 3 метров (109 футов), то есть корпус можно было сделать длиннее и уже, с более острыми обводами. При этом они потребовали скорости в 32 узла, а чтобы добиться этого, предложили установить на корабле не четыре малых, а три больших, более экономичных котла. Правда, из-за больших размеров они не вписывались в высоту корпуса, на котором требовалось добавочная надстройка — впрочем, было решено, что торпедные аппараты можно разместить и на ней.
Параллельно командование Черноморским флотом через общество «Руссуд» зондировало возможность получения в Англии проекта малого турбинного миноносца. С упорством, достойным лучшего применения, оно требовало прежних фантастические характеристик: скорость 30 узлов при водоизмещении в 200 тонн и двух 75-мм орудиях (как на типе «Д»).
7 октября 1915 года начальник Кораблестроительного отдела доложил в Главное Адмиралтейство (помощнику морского министра) ответ военно-морского атташе в Лондоне. Фирма «Джон Браун» заявила об отсутствии у нее такого проекта. Атташе сообщал, что подобный проект имеется у фирмы «Торникрофт» — но сразу предупреждал, что скорость корабля составляет лишь 28 узлов.
Судя по всему, речь шла о проекте миноносца типа «Крикет» — первых нефтяных миноносцев британского флота. Эти корабли строились по инициативе адмирала Фишера в 1906-1909 годах и тоже, как и в русском флоте, должны были стать дешевой заменой большим турбинным эсминцам типа «Рикер» и «Трайбл». Они имели нормальное водоизмещение 225–250 тонн и скорость в 26 узлов при мощности турбин в 4000 л.с. Вооружение составляло два 76-мм орудия и три однотрубных торпедных аппарата. По сути это оказалась новая инкарнация «истребителей» 1890-х годов, только с турбинами. Эти дешевые корабли с предельно облегченной конструкцией действительно использовались очень активно — но только не для торпедных атак. В годы Первой мировой войны они работали буквально на износ, а после ее окончания пошли на слом. Нет сомнения, что строительство подобных кораблей было разумно и осмысленно — но вряд ли от них стоило требовать выдающихся характеристик, как это пытался делать российский МГШ.
Источник — РГА ВМФ.
И особая благодарность Сергею Горностаеву
Как ни странно, в литературе по истории русского кораблестроения (в том числе в пятитомнике ИОС), я про этот проект упоминаний вообще не встречал…
Оригинал взят у
Не удивительно, что к 1915 году флотское командование захотело получить несколько более скромный эсминец, не отличавшийся выдающимися боевыми качествами, но столь же быстроходный и способный выполнять примерно тот же спектр вспомогательных задач, высвободив «новики» для эскадренной службы. Особенно сильно проблема нехватки таких кораблей стояла на Черноморском флоте, где помимо 9 достроенных или строящихся «новиков» (точнее, несколько ослабленного их варианта) имелось только четыре минных крейсера типа «Лейтенант Шестаков» и 13 уже устаревших маломореходных «истребителей» эпохи русско-японской войны. И те, и другие даже в лучшие свои времена давали максимальный ход не более 25–26 узлов, а к началу войны скорость «истребителей» еще более снизилась.
Поэтому в начале 1915 года параллельно со строительством больших турбинных эсминцев командующий флотом Черного моря А. А. Эбергард предложил возобновить строительство малых миноносцев прибрежного действия водоизмещением по 160 тонн. Однако МГШ отрицательно отнесся к этому предложению, подсчитав, что при заявленном водоизмещении характеристики такого корабля окажутся чрезвычайно низкими. Но сама идея дешевого миноносца небольшого водоизмещения получила одобрение, и в мае 1915 года Техническое Бюро Главного управления кораблестроения получило распоряжение на проектирование такого корабля.
За основу была взят проект 350-тоного эсминца серии «Д», обозначенный в документах как тип «Сторожевой» — к близкому типу относились черноморские «истребители» типа «Лейтенант Пущин» (серии «З» и «Ж»). Однако теперь корабль имел большие размеры, должен был оснащаться турбинами, развивать скорость на 6 узлов больше (до 32 узлов) и нести не два 75-мм, а четыре 102-мм орудия, прикрытые легкими щитами — одно в носу и два на корме, плотно придвинутые друг к другу, чтобы прислуга каждого не подвергалась воздействию дульных газов соседнего. Запас унитарных патронов — по 80–100 на орудие. Кроме того, планировалась установка 40-мм «противоаэропланной» пушки и трех 7,62-мм пулеметов.
После проведенных расчетов было решено, что оптимальное водоизмещение для подобного миноносца — 450 тонн при скорости в 30 узлов. При таком нормальном водоизмещении максимальное по весовым расчетам составляло 512 тонн. Количество орудий было сокращено до трех, запас снарядов — 280 штук, размещенных в двух погребах. Торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных аппаратов калибра 450 мм. На палубу могло браться 12 мин заграждения.
Длина корабля по проекту составила 70,2 метра, ширина — 6,6 метров при максимальной осадке (кормой) 2,3 метра. Конструкция корпуса — полубачная, с большим развалом бортов в носу для улучшения мореходности. Для минимализации силуэта миноносца мачты предполагалось сделать заваливающимися.
Первоначальное задание требовало обеспечить кораблю такой же силуэт, как и у «Новика», но при этом корабль получал четыре трубы и оказалось невозможным разместить торпедные аппараты в диаметральной плоскости. Вдобавок МГШ требовал разместить каждый из четырех котлов в своей кочегарке, а в заданное водоизмещение и размеры вписывались только две (то есть два, а не четыре комплекта вспомогательных механизмов). В итоге можно предположить, что будучи построенными, миноносцы имели бы по две трубы.
Для достижения 30-узловой скорости по расчетам требовалась мощность в 9500 л.с. при 690 оборотах в минуту (у «Сторожекого» — 6000 л.с.). Нормальный запас топлива задавался в 55 тонн нефти, при этом радиус плавания оценивался в 300 миль полным ходом и 700 миль на скорости в 20 узлов; при увеличении запаса топлива до максимального (110 тонн) радиус плавания на скорости 20 узлов увеличивался до 1500 миль. Удельная мощность машин была оценена как 18,1 кг на л.с., при этом вес силовой установки составил бы 172 тонны.
На основании этих расчетов в сентябре 1917 года Организационно-Тактическое отделение МГШ составило техническое задание на миноносец среднего тоннажа программы 1915 года, предназначенного уже не только для Черного, но и для Балтийского моря. Водоизмещение корабля увеличивалось до 500 тонн, он должен был нести три 102-мм орудия, расположенные в диаметральной плоскости с углами обстрела 25–155 градусов на оба борта, 40-мм зенитную пушку и два трехтрубных 450-мм торпедных аппарата с ручной наводкой, перекидываемые с борта на борт через нос. Предусматривалось оборудование для постановки мин и траления. Прожекторов предполагалось два — на носовом и кормовом мостиках.
Корабль должен был развивать максимальную скорость в 32 узла (при трех четвертях запаса топливо от полного) и иметь радиус плавания в полном грузу 150 миль на скорости 20 узлов. Длина корабля ограничивалась 73 метрами (240 футов), осадка — в пределах 2,44 метра (8 футов). Кочегарок — две, то есть и две трубы.
Конструкция корпуса — полубачная, с большим развалом бортов в носу и обязательно с двойным дном. Силуэт — подобный эсминцам типа «Орфей», но с двумя орудиями на корме вместо трех; фок-мачта ставилась сразу позади мостика. Высказывалась желательность ледорезных образований носа и утолщения обшивки в носу — то есть корабль примеривался в первую очередь для Балтики. Важным условием ставилась высокая маневренность и невыступания руля и винтов ниже киля. Автономность плавания рассчитывалась в одну неделю. Отопление котлов, судя по техническим требованием, предполагалось смешанным — во всяком случае, во внутренних помещениях предполагалось место для погрузки дополнительного топлива, а это возможно лишь при условии, что оно будет твердым.
Увы, составленная заново таблица нагрузок показала, что для достижения скорости в 32 узла водоизмещение корабля придется увеличить до 800 тонн (мощность механизмов — 17 000 л.с.), и даже при 30-узловой скорости и соблюдении всех требуемых условий оно достигнет почти 700 тонн, а мощность машин составит 13 000 л.с. Даже при снижении требований и максимальном облегчении корпуса водоизмещение никак не удавалось снизить менее 570 тонн.
Получался замкнутый круг: чтобы удовлетворить все требования МГШ к «среднему» миноносцу нужно было построить корабль, приближавшийся по своим характеристикам к нормальному эсминцу. Поэтому 21 сентября 1915 года под председательством заместителя начальника ГУК вице-адмирала Гирса состоялось заседание Технического Совета Главного управления кораблестроения, на котором обсуждался вопрос — какими характеристиками корабля можно пожертвовать ради уменьшения его водоизмещения? Представители МГШ пошли на уступки, согласившись увеличить длину корабля до 80 метров (260 футов), а осадку — до 3 метров (109 футов), то есть корпус можно было сделать длиннее и уже, с более острыми обводами. При этом они потребовали скорости в 32 узла, а чтобы добиться этого, предложили установить на корабле не четыре малых, а три больших, более экономичных котла. Правда, из-за больших размеров они не вписывались в высоту корпуса, на котором требовалось добавочная надстройка — впрочем, было решено, что торпедные аппараты можно разместить и на ней.
Параллельно командование Черноморским флотом через общество «Руссуд» зондировало возможность получения в Англии проекта малого турбинного миноносца. С упорством, достойным лучшего применения, оно требовало прежних фантастические характеристик: скорость 30 узлов при водоизмещении в 200 тонн и двух 75-мм орудиях (как на типе «Д»).
7 октября 1915 года начальник Кораблестроительного отдела доложил в Главное Адмиралтейство (помощнику морского министра) ответ военно-морского атташе в Лондоне. Фирма «Джон Браун» заявила об отсутствии у нее такого проекта. Атташе сообщал, что подобный проект имеется у фирмы «Торникрофт» — но сразу предупреждал, что скорость корабля составляет лишь 28 узлов.
Судя по всему, речь шла о проекте миноносца типа «Крикет» — первых нефтяных миноносцев британского флота. Эти корабли строились по инициативе адмирала Фишера в 1906-1909 годах и тоже, как и в русском флоте, должны были стать дешевой заменой большим турбинным эсминцам типа «Рикер» и «Трайбл». Они имели нормальное водоизмещение 225–250 тонн и скорость в 26 узлов при мощности турбин в 4000 л.с. Вооружение составляло два 76-мм орудия и три однотрубных торпедных аппарата. По сути это оказалась новая инкарнация «истребителей» 1890-х годов, только с турбинами. Эти дешевые корабли с предельно облегченной конструкцией действительно использовались очень активно — но только не для торпедных атак. В годы Первой мировой войны они работали буквально на износ, а после ее окончания пошли на слом. Нет сомнения, что строительство подобных кораблей было разумно и осмысленно — но вряд ли от них стоило требовать выдающихся характеристик, как это пытался делать российский МГШ.
Источник — РГА ВМФ.
И особая благодарность Сергею Горностаеву
Как ни странно, в литературе по истории русского кораблестроения (в том числе в пятитомнике ИОС), я про этот проект упоминаний вообще не встречал…