Ватерли́ния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Вместимость.
Грузовместимость — объём всех судовых помещений предназначенных для перевозки груза.
Валовая вместимость — наибольший размер судна, определяемый в соответствии с Международной Конвенцией по обмеру судов.
Чистая вместимость— полезный объём судна. Вместимость измеряется в регистровых тоннах.
Водоизмещение — вес судна. Масса воды, вытесняемой корпусом корабля. Различают объёмное и весовое водоизмещение. В зависимости от плотности воды, объёмное водоизмещение меняется. Весовое водоизмещение равно весу судна согласно закону Архимеда.
Грузоподъёмность — характеристика грузовых судов.
Галс —
1. Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт) и правый (ветер дует в правый борт) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов, судно, идущее левым галсом обязано уступить судну, идущему правым галсом, для избежания столкновения.
2. Отрезок пути, который проходит парусное судно от одного поворота до другого при лавировке. Если корабль идет под парусами и ветер дует ему в правый борт, то говорят что корабль идет правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом. Идти контр-галсами — говорится о судах, идущих навстречу друг другу разными галсами. Лечь на другой галс значит повернуть судно так, чтобы ветер дувший, напр., в правый борт, после поворота дул в левый. Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
Диффере́нт — морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.
Кабельтов — трос окружностью от 150 до 350 мм (диаметр от 47 до 111 мм) для швартовов и буксиров (кабельтовый трос), а также внесистемная единица измерения расстояния, использующаяся в мореплавании. Как единица измерения кабельтов стал использоваться по причине того, что трос на судне брался определённой, одинаковой длины. В кабельтовых обычно выражается дистанция между кораблями при совместном плавании флота, размещении его по диспозиции, расстояние от корабля до берега и т. п.
Качка — колебания плавающего корабля под действием волны или других сил. Характеризуется рядом величин, из которых наибольшее практическое значение имеют амплитуда качки (отклонение судна от положения равновесия) и период качки (продолжительность одного полного колебания судна, четыре амплитуды).
Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.
Кильватерная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).
Продолжительность и протяжённость кильватерной струи зависит водоизмещения и скорости корабля (судна), а также состояния моря.
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу.
Кильватерная колонна является самым простым для выдерживания строем, так как после уравнивания скоростей рулевому каждого последующего корабля (мателота) достаточно править в корму впереди идущему (ведущему) кораблю. Часто применяется при плавании в узкостях, по фарватерам, при форсировании минных полей. Но благодаря простоте предпочтительна для совместного плавания в любых условиях, где возможно.
В кильватерную колонну (или несколько параллельных колонн) обычно строятся транспорты, идущие в составе конвоев.
Крен — поворот судна вокруг его продольной оси
Мореходность —
совокупность качеств, определяющих способность плавать и использовать механизмы и оборудование до определённых условий моря: высоты волны и силы ветра. Мореходность корабля определяется, в первую очередь, характером его качки. Включает в себя:
Всхожесть на волну — способность преодолевать волну (особенно штормовую) без опасных последствий (например без зарывания). Зависит от обводов и высоты борта в носовой части.
Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.
Забрызгиваемость — количество брызг, принимаемых на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.
Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра
1 морская миля = 1.85200 километра
Непотопляемость — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой. Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, целостностью корпуса и надстроек, наличием и состоянием водонепроницаемых переборок и палуб (платформ), разделяющих корпус корабля на отсеки, наличием средств борьбы с повреждениями, а также субъективными факторами (готовностью и умением команды вести борьбу за живучесть судна).
Остойчивость — способность судна, наклоненного под действием внешних сил, возвращаться в исходное положение после прекращения их действия. Особенно важна для судов, перевозящих палубные грузы.
Осадка (англ. Draft) — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.
Плавучесть — способность судна плавать при заданной нагрузке, имея заданную осадку. Мерой плавучести служит водоизмещение. Объем водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии называют запасом плавучести. По сути, это объем воды, который может принять судно сверх расчетной нагрузки до полной потери плавучести. На запас плавучести влияют высота надводного борта, наличие водонепроницаемых надстроек и целостность корпуса и надстроек.
При определении тактико-технических элементов, для броненосных боевых кораблей кроме полного запаса плавучести рассчитывают ещё боевой запас плавучести, который обеспечивает защищённый бронёй объём надводного водонепроницаемого корпуса. Но эта величина не относится прямо к мореходным качествам.
Скорость — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его передвижения. Во флоте измеряется в узлах.
Узел — единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч или 0,514 м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами СИ.
Ходкость — достижение судном высокой скорости, хорошая манёвренность.
Управляемость — способность судна изменять или сохранять курс, по мере необходимости.[2] Управляемость является комплексным мореходным качеством и, в числе прочего, включает в себя вопросы:
Поворотливость — способность судна изменять направление своего движения при отклонении руля на какой-либо угол. Поворотливость характеризуется скоростью изменения курса и диаметром циркуляции;
Устойчивость на курсе (курсовая устойчивость) — способность судна сохранять неизменным направление своего движения без внешнего вмешательства;
Управляемость при ветре — может оказаться, что в условиях сильного ветра управляемость судна недостаточна;
Управляемость на мелководье — в условиях мелководья ухудшаются как поворотливость так и курсовая устойчивость судна;
Позиционирование судна в заданной точке — способность судна сохранять позицию без применения маршевой двигательной системы;
Движение судна при действии подруливающего устройства
Активное торможение (реверс) судна — торможение судна за счет работы маршевой двигательной установки в режиме «полный назад», а также скорость такого торможения и тормозной путь судна.
Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, в основном мин.
На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла (тальвегу). На пограничных судоходных реках граница во многих случаях устанавливается посередине главного фарватера.
Цитадель корабля — внутренний объем корабля (до 3/4 его длины) с жизненно важными его частями (машинные и котельные от деления, погреба боезапаса), защищенный броней от артиллерийских снарядов и авиабомб. Применялась на крупных кораблях броненосного флота, являлась элементом конструктивной защиты корпуса корабля. По массе брони достигала 40 % водоизмещения корабля. Утратила свое значение с развитием ракетно-ядерного вооружения.
Ватерли́ния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Вместимость.
Грузовместимость — объём всех судовых помещений предназначенных для перевозки груза.
Валовая вместимость — наибольший размер судна, определяемый в соответствии с Международной Конвенцией по обмеру судов.
Чистая вместимость— полезный объём судна. Вместимость измеряется в регистровых тоннах.
Водоизмещение — вес судна. Масса воды, вытесняемой корпусом корабля. Различают объёмное и весовое водоизмещение. В зависимости от плотности воды, объёмное водоизмещение меняется. Весовое водоизмещение равно весу судна согласно закону Архимеда.
Грузоподъёмность — характеристика грузовых судов.
Галс —
1. Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт) и правый (ветер дует в правый борт) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов, судно, идущее левым галсом обязано уступить судну, идущему правым галсом, для избежания столкновения.
2. Отрезок пути, который проходит парусное судно от одного поворота до другого при лавировке. Если корабль идет под парусами и ветер дует ему в правый борт, то говорят что корабль идет правым галсом. Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так говорят, когда несколько судов идут все или правым или левым галсом. Идти контр-галсами — говорится о судах, идущих навстречу друг другу разными галсами. Лечь на другой галс значит повернуть судно так, чтобы ветер дувший, напр., в правый борт, после поворота дул в левый. Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
Диффере́нт — морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин тангаж.
Кабельтов — трос окружностью от 150 до 350 мм (диаметр от 47 до 111 мм) для швартовов и буксиров (кабельтовый трос), а также внесистемная единица измерения расстояния, использующаяся в мореплавании. Как единица измерения кабельтов стал использоваться по причине того, что трос на судне брался определённой, одинаковой длины. В кабельтовых обычно выражается дистанция между кораблями при совместном плавании флота, размещении его по диспозиции, расстояние от корабля до берега и т. п.
Качка — колебания плавающего корабля под действием волны или других сил. Характеризуется рядом величин, из которых наибольшее практическое значение имеют амплитуда качки (отклонение судна от положения равновесия) и период качки (продолжительность одного полного колебания судна, четыре амплитуды).
Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.
Кильватерная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).
Продолжительность и протяжённость кильватерной струи зависит водоизмещения и скорости корабля (судна), а также состояния моря.
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу.
Кильватерная колонна является самым простым для выдерживания строем, так как после уравнивания скоростей рулевому каждого последующего корабля (мателота) достаточно править в корму впереди идущему (ведущему) кораблю. Часто применяется при плавании в узкостях, по фарватерам, при форсировании минных полей. Но благодаря простоте предпочтительна для совместного плавания в любых условиях, где возможно.
В кильватерную колонну (или несколько параллельных колонн) обычно строятся транспорты, идущие в составе конвоев.
Крен — поворот судна вокруг его продольной оси
Мореходность —
совокупность качеств, определяющих способность плавать и использовать механизмы и оборудование до определённых условий моря: высоты волны и силы ветра. Мореходность корабля определяется, в первую очередь, характером его качки. Включает в себя:
Всхожесть на волну — способность преодолевать волну (особенно штормовую) без опасных последствий (например без зарывания). Зависит от обводов и высоты борта в носовой части.
Заливаемость — количество воды, принимаемой на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.
Забрызгиваемость — количество брызг, принимаемых на палубу и надстройки при определенном состоянии моря.
Ветрозащищённость — условия эксплуатации судна и работы экипажа при заданной силе ветра
1 морская миля = 1.85200 километра
Непотопляемость — способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой. Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, целостностью корпуса и надстроек, наличием и состоянием водонепроницаемых переборок и палуб (платформ), разделяющих корпус корабля на отсеки, наличием средств борьбы с повреждениями, а также субъективными факторами (готовностью и умением команды вести борьбу за живучесть судна).
Остойчивость — способность судна, наклоненного под действием внешних сил, возвращаться в исходное положение после прекращения их действия. Особенно важна для судов, перевозящих палубные грузы.
Осадка (англ. Draft) — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.
Плавучесть — способность судна плавать при заданной нагрузке, имея заданную осадку. Мерой плавучести служит водоизмещение. Объем водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии называют запасом плавучести. По сути, это объем воды, который может принять судно сверх расчетной нагрузки до полной потери плавучести. На запас плавучести влияют высота надводного борта, наличие водонепроницаемых надстроек и целостность корпуса и надстроек.
При определении тактико-технических элементов, для броненосных боевых кораблей кроме полного запаса плавучести рассчитывают ещё боевой запас плавучести, который обеспечивает защищённый бронёй объём надводного водонепроницаемого корпуса. Но эта величина не относится прямо к мореходным качествам.
Скорость — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его передвижения. Во флоте измеряется в узлах.
Узел — единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч или 0,514 м/с. Эта единица измерения, хотя и является внесистемной, допускается для использования наряду с единицами СИ.
Ходкость — достижение судном высокой скорости, хорошая манёвренность.
Управляемость — способность судна изменять или сохранять курс, по мере необходимости.[2] Управляемость является комплексным мореходным качеством и, в числе прочего, включает в себя вопросы:
Поворотливость — способность судна изменять направление своего движения при отклонении руля на какой-либо угол. Поворотливость характеризуется скоростью изменения курса и диаметром циркуляции;
Устойчивость на курсе (курсовая устойчивость) — способность судна сохранять неизменным направление своего движения без внешнего вмешательства;
Управляемость при ветре — может оказаться, что в условиях сильного ветра управляемость судна недостаточна;
Управляемость на мелководье — в условиях мелководья ухудшаются как поворотливость так и курсовая устойчивость судна;
Позиционирование судна в заданной точке — способность судна сохранять позицию без применения маршевой двигательной системы;
Движение судна при действии подруливающего устройства
Активное торможение (реверс) судна — торможение судна за счет работы маршевой двигательной установки в режиме «полный назад», а также скорость такого торможения и тормозной путь судна.
Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и др.), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, в основном мин.
На реках фарватер обычно проходит по линии наибольших глубин русла (тальвегу). На пограничных судоходных реках граница во многих случаях устанавливается посередине главного фарватера.
Цитадель корабля — внутренний объем корабля (до 3/4 его длины) с жизненно важными его частями (машинные и котельные от деления, погреба боезапаса), защищенный броней от артиллерийских снарядов и авиабомб. Применялась на крупных кораблях броненосного флота, являлась элементом конструктивной защиты корпуса корабля. По массе брони достигала 40 % водоизмещения корабля. Утратила свое значение с развитием ракетно-ядерного вооружения.